Если вы сдаете автомашину в ремонт... Как известно, автомобиль - технически сложный товар, требующий постоянного технического обслуживания, а порой и серьезного ремонта. Более того, автомобиль - это источник повышенной опасности. По понятным причинам, ремонт автомобиля не всегда возможно провести в одном и том же знакомом вам сервисе, поэтому, сдавая свою машину для проведения ремонта, необходимо учитывать и возможность некачественного выполнения работ, а в худшем случае и повреждения (утраты) вашего автомобиля.

Кроме того, подчас необходима защита от использования работниками автосервиса вашей технической неграмотности для навязывания вам ненужных работ и услуг.
Законодательное регулирование ваших взаимоотношений с автосервисом осуществляется, в первую очередь, на основании Гражданского кодекса РФ (о договорах подряда, возмездного оказания услуг), Закона РФ “О защите прав потребителей” и Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 г. № 290.
Вывеска предприятия должна содержать его наименование и обязательно организационно-правовую форму, юридический адрес, режим работы. Копии должны быть размещены на видном месте, вместе с перечнем основных видов услуг (работ), прейскурантом на них и т.д.

Договор на выполнение работ заключается в письменной форме. Обычно это заказ-наряд, который должен содержать следующие сведения:

  • Наименование и местонахождение исполнителя
  • Фамилию имя, отчество, адрес потребителя
  • Перечень работ (услуг), необходимых материалов и запасных частей, их стоимость
  • Дату приема заказа и сроки его выполнения
  • Цену работ и порядок оплаты
  • Гарантийные сроки, если они установлены
  • Сведения о транспортном средстве (марка, модель, государственный номер, номера агрегатов), а также цену транспортного средства, определяемую по соглашению сторон; фамилию, должность лица, оформлявшего заказ и подписи сторон
  • чьи запчасти используются при ремонте, клиента или автосервиса

Обязательно требуйте включения в заказ-наряд всех вышеуказанных данных, кроме того, всех других сведений, связанных со спецификой выполняемых работ. При передаче автомашины для ремонта в ваше отсутствие необходимо также оформить приемо-сдаточный акт, в котором указать комплектность автомобиля и видимые наружные повреждения и дефекты. Копии документов должны остаться у вас. Практика показывает, что правильно оформленный заказ-наряд и приемо-сдаточный акт помогает избежать многих неприятностей при возникновении конфликта с автосервисом при некачественном ремонте либо при повреждении (утрате) вашего автомобиля по вине исполнителя.

При ремонте автомобиля на предприятиях автосервиса нередко возникает проблема, когда его работники, пользуясь технической неграмотностью потребителей, включают в договор работы, выполнение которых абсолютно не требуется. Автовладелец - потребитель, как правило, не является специалистом, поэтому он не в состоянии адекватно определить перечень работ, которые необходимо провести для устранения неисправностей. Перечень работ практически всегда определяется исполнителем; потребитель же соглашается на эти работы, не зная, правильно ли установлена причина возникновения недостатка и действительно данные работы приведут к его устранению. Т.е. при принятии автомобиля в ремонт обязанности исполнителя складываются не только в выполнении какой-либо работы; прежде исполнитель обязан совершить действия, направленные на определение работы, подлежащей выполнению. Естественно, что исполнитель должен нести ответственность и за правильность такого определения.

В соответствии со ст. 10 Закона РФ “О защите прав потребителей”, также вышеуказанными Правилами исполнитель работ обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о выполняемых работах (оказываемых услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Данное положение Закона имеет исключительно важное значение при текущем ремонте автомобиля, т.к. возлагает ответственность за установленный в заказ-наряде объем и характер работ не на автовладельца, а на исполнителя. Та же статья Закона обязывает предприятие автосервиса указать на конкретное лицо, которое должно будет выполнять работу и информацию о нем (специальность, стаж работы и т.д.). именно к данному лицу необходимо адресовать ваши сомнения, нужно ли заменять тот или иной узел, какая запчасть лучше и стоит ли платить за нее большие деньги.

Теперь о том, что необходимо сделать потребителю при принятии автомобиля из ремонта.
Согласно Правилам (п. 35), потребитель обязан с участием исполнителя проверить комплектность и техническое состояние транспортного средства, объем и качество выполненных работ (услуг). При обнаружении недостатков, подмены узлов и агрегатов, некомплектности потребитель обязан немедленно заявить об этом исполнителю. Обязательно необходимо составить двусторонний документ с указанием обнаруженных дефектов, либо потребовать внесения их в приемо - сдаточный акт. Это необходимо сделать потому, что потребитель, обнаруживший недостатки при приемке, вправе ссылаться на них лишь в случае, если они зафиксированы документально; потребитель, принявший заказ без проверки, лишается права ссылаться на те недостатки, которые могли быть обнаружены при обычном способе приемки (явные недостатки). Претензии по скрытым дефектам могут быть предъявлены в разумный срок после их обнаружения.

Если же недостатки в выполненных работах имеются, вы должны воспользоваться правами, предоставленными вам Законом РФ “О защите прав потребителей”. В силу ст. 29 Закона, вы вправе потребовать:

  • Безвозмездного устранения недостатков исполнителем
  • Безвозмездного повторного выполнения работы

Если недостатки являются существенными и неустранимыми, потребитель вправе расторгнуть договор на выполнение работ и потребовать возмещения убытков. Подлежат возмещению все убытки, которые вы понесли в связи с ненадлежащим качеством работ.

При обнаружении недостатков свои претензии исполнителю лучше изложить в письменной форме, предъявить конкретное требование и надлежащим образом вручить (один экземпляр отдается на предприятие, на втором, который останется у вас, сотрудником автосервиса делается отметка о получении). Можно отправить экземпляр по почте ценным письмом с уведомлением о вручении.

А этот текст заимствован с forumpodolsk

Как избежать мошенничества в автосервисе?
К сожалению, культура обслуживания в российских автосервисах пока далека от западных стандартов. По каналам столичной горячей линии ежедневно обращаются по 50-70 граждан с жалобами на качество работы автосервисов и моек. В основном автомобилисты жалуются на то, что автосервисы не дают гарантий и отказываются исправлять последствия некачественного ремонта. Но это еще полбеды – обращаясь в автосервис, люди зачастую становятся жертвами самых настоящих мошенников. Каковы же типичные приемы и уловки мошенников, и как оградить себя от жуликоватых мастеров?

Пожалуй, самый безобидный прием мошенничества – это проведение безрезультатной диагностики автомобиля. Он используется, когда автовладелец обращается в автосервис с незначительной проблемой, характер которой он определить не может (где-то что-то постукивает, поскрипывает, плохо заводится и т.п.). Поэтому, если уж вы оплатили диагностику, потребуйте четкого определения неисправности (либо возврата уплаченной суммы). Но имейте в виду - если выполнение работ не оформлялось документально, доказать свою правоту вам будет непросто!

Куда более изощренным способом мошенничества является выявление в процессе диагностики псевдо неисправностей. Зачастую он сопряжен с причинением умышленного ущерба отдельным деталям и узлам автомобиля. Стоит автовладельцу отлучиться на пять минут, как в картере двигателя его автомобиля может оказаться продукт неопределенного состава. После этого ему «на полном основании» предложат оплатить замену и масла, и свечей, и прокладок, и головок, или попытаются "развести" на капремонт двигателя. Поэтому лучше приехать в автосервис с приятелем и не оставлять на время диагностики автомобиль без присмотра!

Еще один «цивилизованный» способ отъема денег у незадачливых автовладельцев – навязывание дополнительных или «ненужных» услуг. Например, когда в действительности требуется замена или промывка датчиков электронного блока управления автовладельцу вполне могут навязать заодно и его «прошивку», поскольку факт мошенничества здесь установить практически невозможно. Или когда причина неисправности кроется в тормозных колодках, автовладельцу вполне могут навязать ненужную ему замену тормозных дисков - а кроме замены скрипящего ремня, заодно поменяют и генератор. Во всех этих случаях следует помнить - подобные услуги попадают в категорию «навязанных» и клиент имеет законное право их не оплачивать!

Бывает и так, что на автосервисе люди сталкиваются с самым откровенным обманом и воровством. Предположим, вашему автомобилю требуется замена амортизатора. Вы спокойно оставляете свой автомобиль на сервисе, и пользуетесь услугой автомобили напрокат. В это время в автосервисе удаляют со старых амортизаторов грязь и подтеки, обезжиривают, красят, после чего они выглядят как новые. Чтобы не быть подобным образом обманутым, прежде чем сдать машину в ремонт имеет смысл самому купить новые амортизаторы и незаметно пометить их (краской или царапиной). А во избежание недоразумений лучше не оставлять в машине на время ремонта никаких ценных вещей. И всегда требуйте возврата замененных деталей вашего автомобиля!

Автосервис Суперстор продает автозапчасти для автомобилей Шевроле Круз, Ланос, Авео, Лачетти, Орландо, Спарк, Дэу Матиз, Опель Астра H и J, Форд Фокус 1 и 2 и 3, Дэу Нексия, Рено Логан. Телефон магазина запчастей +7 (495) 849-10-00; +7 (495) 797-38-78